МОУ "Гимназия" Вторник, 26.11.2024, 21:32
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
1. Кафедра точных наук [2]
Кафедра учителей математики
Кафедра гуманитарных наук [0]
Филологи
Кафедра иностранных языков [1]
Кафедра естественных наук [1]
Химия, физика, география, биология
Центр эстетики [0]
Музыка, технологии, ИЗОиХТ
Кафедра I ступени обучения [1]
Наяальные классы
Информцентр [4]
Информатзация гимназии
Центр дополнительного образовани [4]
Кружки и секции
Центр «Здоровье» [4]
Психологи, социальные педагоги, ФК
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Главная » Статьи » Кафедры » Центр «Здоровье»

Воспитатель и социализация

Воспитатель – проводник в социализацию.

1.     Определение социализации: социализация есть процесс усвоения индивидом знаний, опыта, культуры предшествующих поколений.

Развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни. (Ф.Г.Гуддинс).

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в прцессе социализации, а саму социализацию рассматривают как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект  - объектным (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект). (Эмиль Дюркгейм и Талкот Парсонс)

Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект – субьектный.  (Чарльз Кули Джорджа Герберта Мида).

     Сушность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализция человека имеет свои особенности.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Предлагаемая А.В.Мудриком периодизация весьма условна, но удобна с социально – педагогической точки зрения: младенчество – от рождения до 1 года; младший школьник – от 6 до 10 лет; младший подросток – 10-12 лет; старший подростковый – 12 –14 лет; ранний юношеский – 15 – 117 лет; юношеский – 18 –23 года; молодость –23 – 30 лет; ранняя зрелость – 30 =40 лет; поздняя зрелость – 40 – 55 лет; пожилой возраст – 55 – 565 лет; старость –65 –75 лет; долгожительство – свыше 75 лет.

     Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами, к которым можно отнести: мегафакторы – космос, планета, мир; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство; мезофакторы – регион, тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура; микрофакторы – семья, группы сверстников, воспитательные организации, конфессии; микросоциум.

Задачи социализации на возрастных этапах.

Условно можно выделить три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно – культурные, социально – культурные и социально – психологические.

     Естественно – культурные задачи – достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

     На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинестетического языка , связанные с телом и полоролевым поведением; развивать и (или) реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни , адекватный полу и возрасту; перестраивать самоотношение  к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

     Все это имеет некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально – культурных условиях ( различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносам, регионах возрастных и социальных группах и т.д.)

Социально – культурные – познавательные, морально – нравственные, ценностно – смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

     Специфические социально – культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно – экономической деятельности и т.д.

     Задачи социально – культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства. С другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот, и другой слои могут не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

     Социально – психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

     Самосознание личности.

     Самоопределение.

Самореализация.

Самоутверждение.

Конфликт социализации.

         Процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой -–способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой т- мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – диссидентом, правонарушителем, или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.

Социализация конкретных людей в любом неблагоприятном обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми для человека наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательные эмоционально – психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; экологическая среда.

В дошкольном возрасте ( 0 –6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте ( 6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

Произойдет ли столкновение с какой – либо из этих опасностей конкретного человека, зависит во многом не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

 

 

 

 

(для Натальи Ивановны)

дети – та мера и тот меч, что избирает и

отсекает в настоящем все, чему не суждено

добраться до будущего. Взрослые – храни

тели настоящего, проводники в будущее.

Обществу необходимы обе категории людей,

 столь разных по своему подходу к реальности:

утратив одних, мир остановится и истлеет,

 лишившись других – взорвется мгновенной

вспышкой.

Владислав Крапивин.

         Рождается ребенок. В общество приходит его новый собрат. Он мал, слаб, неразвит, нечего не знает ни о мире, ни о себе.

         Как же совершается очеловечевание, становление личности ребенка?

         В чем сущность процесса, который принято называть социализацией человека?

         Что должен знать воспитатель, чтобы стать «проводником» в социализацию ребенка?

         На нашем теоретико – практическом семинаре «Воспитатель – как «проводник в социализацию ребенка» мы постараемся ответить на эти вопросы, определиться в направлении поиска решений.

Социализация и образование.

Воспитание – важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития общества личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого процесса.

Общественное социальное воспитание – педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно – образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

«Социальное формирование», как известно, одно из самых широких понятий, характеризующих становление личности. Это процесс и результат всех социальных воздействий на ребенка: целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных. Шире только понятие «развитие», ибо, включая весь спектр социальных воздействий на ребенка, оно также содержит и воздействие врожденных и наследственных качеств на становление личности, особенности ее саморазвития. По сравнению с понятием «социальное формирование» собственно «воспитание» уже.

Важнейшим фактором, помогающим воспитателю стать проводником в социализацию ребенка, являются знания о детской субкультуре.

Что же такое детская субкультура? (От латинского syb.-под и cultura.-возделывание, воспитание, развитие) – в широкое значении – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах.

Следовательно, детская субкультура – это тот мир, который детское сообщество создавало для себя и составляют:

·        Традиционные народные игры ( хороводы, подвижные игры, спортивные состязания).

·        Детский фольклор ( считалки, дразнилки, сказки, страшилки, загадки).

·        Детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши).

·        Детское философствование (вопросы «почему?», рассуждения о жизни и др.).

·        Детское словотворчество (Этимология, языковые перевертыши, неологизмы).

·        Детская магия (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории – небывальщины).

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых в процессе социализации трудно переоценить. « Игра – это «школа морали в действии»(А.Н.Леонтьев), это своеобразное моделирование социальных отношений, ведущая деятельность ребенка по совершенствованию и управлению собственным поведением. Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиций в игровом процессе. К ним относятся такие традиционные игры, как «лапта», «жмурки», «казаки – разбойники» и многие другие игры нашего народа, которые есть в арсенале каждого воспитателя.

         Традиционная игра – это непросто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире.

         Различные жанры детского фольклора: считалки, дразнилки, благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной словесной форме самозащиты (ответить дразнилкой – отговоркой).

         Благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детском коллективе по поводу игры.

         Носителем детской субкультуры является детская группа. В нашем случае можно добавить слово «регламентированная» детская группа, т.е. подчиненная социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. Но это не отвергает мира, создаваемого детьми «для себя», мира, который способен предоставить им пространство для реализации всего богатства детской субкультуры.

         Таким образом, смысл детской субкультуры в первую очередь заключается в том, что она представляет для ребенка особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», а значит, что основная функция детской субкультуры – социализирующая и основным агентом социализации выступает общение в группе сверстников. Такое общение в нашей школе мы видим через клубные часы, динамические игры, организатором, проводником которых является воспитатель группы продленного дня.

Категория: Центр «Здоровье» | Добавил: shelgimn (25.03.2008)
Просмотров: 4068 | Рейтинг: 3.7/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz