Родительское собрание по теме:
«Развитие самостоятельности у детей».
Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой. Многие из нас хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несет за это полную ответственность. Именно в этой связке двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию ребенку, данного в этой книге.
Многие дети, особенно в подростковом возрасте, стремятся стать взрослыми как можно быстрее. Но зачастую получается так, что подросток хочет что-либо делать по-своему, подразумевая при этом, что за последствия его поступков будет отвечать не он, а, как и раньше, родители. Очень удобная позиция, при которой не нужно заранее задумываться о правильности своего выбора. Все равно помогут, поддержат в трудную минуту, сделают как надо, исправят ошибки. В такой ситуации можно скандалить, отстаивать свои права, хлопать дверью, наперед зная, что все простят, хуже не будет, а может быть, будет даже и лучше, в чем-то выгоднее.
Ребенок или взрослый, понимающий, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них, начинает относиться к такого рода поступкам намного более обдуманно.
Конечно, нельзя перегибать палку ни в ту, ни в другую сторону. Если мы учим ребенка нести ответственность за принятое решение, это не значит, что мы бросаем его на произвол судьбы или перестаем о нем заботиться. Это значит лишь то, мы начинаем относиться к нему, как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, который может попросить помощи, если ответственности будет для него слишком тяжел. Но и решение обратиться за помощью он примет тоже самостоятельно.
Такой подход и должен быть положен в основу вашего воспитательного воздействия.
Для начала прошу ответить на данные вопросы, если Вы подчеркнете в предложенном списке хоть одну из перечисленных проблем, то это родительское собрание для вас.
- Делает домашние задания только под контролем родителей.
- Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.
- Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.
- Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
- Обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.
- Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.
- На многие просьбы реагирует грубо или не реагирует совсем.
- Часто не слышит, что ему говорят, приходиться повторять много раз.
- Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).
- Стал хуже учиться, не расстраивается из-за плохих отметок.
- Плохо ладит с отцом (матерью, или другими родственниками, живущими с ним).
- Не следит за своими вещами, бросает где попало.
- Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора (магнитофона, компьютера).
Вы можете отметить те проблемы, которые близки вам. Теперь попытайтесь вспомнить, что вы уже пытались делать, чтобы как –то исправить поведение вашего ребенка. Найдите себе пару, человека, который сталкивается с этими проблемами. Обсудите, что вы уже пытались делать, что приносит (+) результат, а что (-). Запишите это на своих листочках.
Перед началом нашего занятия прошу вас задать себе вопрос: «Насколько я хочу решить эту проблему? Хочу ли я на самом деле изменить поведение своего ребенка?».
Представьте себе, что ваш ребенок вдруг все начал делать самостоятельно: делать уроки, убирать за собой. Представили? А теперь представьте, что будите говорит своему ребенку, как вы начнете выражать свою любовь, найдете ли вы себе место в этой изменившейся жизни?
Напишите, пожалуйста, что хорошего дает вам нынешнее поведение ребенка?
Как придется мне изменить свое поведение, если измениться поведение моего ребенка?
Начинаем! Весь процесс изменений, который мы вам предлагаем, разбит на этапы. Идти надо строго в предложенной последовательности. Каждый этап предваряет последующий, и пропуск одного может лишить смысла всю систему.
Этап 1.
«Спокойствие, только спокойствие».
Как вы расслабляетесь? Постарайтесь почувствовать себя, насколько напряжены мышцы тела, лица. Как вы дышите.
Постарайтесь теперь известными вам способами сделать ровным ваше дыхание.
Упражнение 1. глубокое дыхание животом. Постарайтесь почувствовать, что стул или пол приподнимается, чтобы поддержать вас. Расслабьте мышцы с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Сожмите кулаки и разожмите, почувствуйте, как они расслабились. Напрягите другие мышцы вашего тела и расслабьте их. Напрягите все мышцы секунд на десять, затем расслабтесь. На расслабление необходимо по крайней мере минут 10.
И так далее.
Этап 2.
«Родители, позаботьтесь о себе!».
В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить свое поведение.
Сразу предупреждаю, что едва ли не самое трудное из всего, что умеет делать человек – это меняться самому.
Что нужно сделать в первую очередь, чтобы начать изменять себя? Начните с вопроса: «Обращаю ли я на себя внимание?» и как бы вы на него ответили, предлагаем вам сделать ряд упражнений, чтобы научиться еще лучше делать это.
Упражнение 1. Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Составьте их список._________
Задайте себе вопрос: «Включил ли я в этот список себя?» сделайте это прямо сейчас.
Упражнение 2. Теперь спросите себя уделяете ли вы своему «Я»столько же времени, заботы и внимания, сколько отдавали другим людям, о которых вы заботитесь?
Теперь примите решение, что, чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы всегда будете заботиться о вашем внутреннем Я.
Упражнение 3. ответь на вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?»
Теперь напишите ответ на такой вопрос: «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?»
Сравните ответы.
Подходит ли вам такого рода положение: «Я ничего не должен моему ребенку. Мой ребенок ничего не должен мне. Каждый из нас – свободный человек, способный распоряжаться своей собственной жизнью и свободный делать для другого то, что он хочет делать».
«Я не должен посвящать всего себя кому-либо еще. Я в долгу прежде всего перед самим собой».
Упражнение 4. напишите рядом с высказыванием те чувства, которые данное высказывание вызывает.
Я имею право побыть в одиночестве (ваши чувства по этому поводу).
Я имею право на уважительное обращение.
Я имею право быть счастливым.
Я имею право свободно распоряжаться своим временем.
Теперь спросите себя: «Кто несет ответственность за то, чтобы я обладал этими правами?» я должен предоставить эти права моему внутреннему Я. Забота о себе является благом не только для вас, но и для вашего ребенка.
Упражнение 5. теперь попросим вас посмотреть на себя немного по-другому.
Упражнение 6. теперь обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все ваши предложения, содержат местоимения, разделим их на две большие группы: «Ты –высказывания» и «Я-высказывания».
Вспомните ситуацию, когда с помощью «Ты-высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности.
«Я-высказывания» - это способ сообщения кому- либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказыванние. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества. Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то, чего бы вы желали. При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я бы предпочла».
Тренируемся:
Я чувствую себя …(возбужденной, обескураженной, преисполненной надежды, усталой, озадаченной, голодной, раздосадованным и т.д.)
__1__________________________________________________________________________
Я хочу (полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей и т.д.)__
___1_________________________________________________________________________
Я собираюсь … (позаботиться о себе, идти спать, немного почитать и т.д.)
1____________________________________________________________________________
возьмите за правило каждый день составлять и произносить вслух по крайней мере по три таких предложения:
Я чувствую…
1_____________________
Я люблю…
1______________________
Я хочу
1 _____________________________________
Я собираюсь
1___________________________________
Исключайте из этих предложений местоимения «ты», «вы», «мы» до тех пор, пока использование «я» не станет для вас совершенно естественным.
Запишите три примера ваших «Я-высказываний», с которыми вы могли бы уже сейчас обратиться к вашему ребенку:____________________________________________________
Упражнение 7. обратите внимание, насколько часто в вашей речи звучат отрицательные обороты типа «не могу», « не хочу» и тому подобное. Постарайтесь в речи заменять отрицательные суждения положительными утверждениями.
Упражнения 8. целенаправленно проделайте несколько простых, ни к чему не обязывающих действий. Пусть они исходят от вас и делаются экспромтом. Если захотите, они могут продолжаться всего минуты 2-3.
Упражнение 9. это упражнение следует проделать после того, как вам станут привычными действия, приведенные выше. Посоветуйтесь со своим внутренним Я, что нужно сделать, чтобы оно почувствовало себя лучше, и как вам следует позаботиться об этом.
Упражнение 10.
Как вы подкрепляете поведение вашего ребенка, которое вам нравится? Что вы делаете, если какое-либо действие или поступки ребенка вам не нравятся?
Отметьте, насколько часто вы прибегаете к положительному или отрицательному подкреплению. Какое подкрепление преобладает в вашей манере воспитания? Часто родители считают само собой разумеющееся правильное поведение ребенка и забывают отметить его. Иногда это верно. Но если вы хотите закрепить понравившееся поведение, то лучше всего отметить его положительным подкреплением.
Дома подумайте и запишите, какие поступки вашего ребенка можно усилить с помощью положительных подкреплений.
Самое важное, наиболее существенное, что вы можете сделать для себя и своего ребенка, состоит в том, чтобы взять собственную жизнь в свои руки, сделать ее такой, какой вы хотите, и делать с ней то, что вы на самом деле хотите.
Этап 3.
Понимание родительской ответственности.
Запишите те обязанности, которые вы считаете важными для себя в роли хорошего родителя.
А теперь просмотрите перечень обязанностей, которые мы привели ниже, и сравните с тем, что получилось у вас:
- присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.
- Смотреть за тем, чтобы мой ребенок рос честным, уважающим других, желающим и умеющим зарабатывать себе на жизнь.
- Наблюдать за тем, как он ведет себя на людях, ест, следит за собой.
- Руководить моим ребенком, а его обязанность следовать моим указанием.
- Заботиться о моем ребенке. В конце концов он не виноват в том, что появился на свет.
- Если мой ребенок попадает в беду, моя обязанность вызволить его.
- Жертвовать всем для моего ребенка, потому что его потребности и благополучие более важны, нежели мои.
- Обеспечивать безопасность моего ребенка. Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них моего ребенка.
- Оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Если хоть несколько высказываний вызвали у вас согласие, то вы, скорее всего, стремитесь применять их по отношению к вашему ребенку в семье.
В чем же ошибочны приведенные выше идеи? Они основаны на ряде предположений, унижающих достоинство вашего ребенка и вас самих и , следовательно, оказывающих на вас обоих пагубное воздействие. Каждый из вас определяется через другого и не является индивидом, обладающим самоуважением и самодостаточностью.
За долгие годы совместного существования родители настолько привыкают к своему ребенку, что перестают замечать в нем Человека. Они видят лишь набор качеств, о которых говорят учителя, соседи, знакомые. Вспомните, какие фразы вы говорите своему ребенку, приходя с работы? Как он отвечает на ваши слова?
Иногда родители так привыкают к определенному поведению своего ребенка, что просто не замечают его.
Многие родители проявляют свое отношение к ребенку, исходя из отношение к ребенку, исходя из отношения к нему окружающих. Они удовлетворены своим ребенком до той степени, до которой он соответствует стандартам общества, вместо того, чтобы чувствовать удовлетворение при проявлении ребенком уникальной способности принимать самостоятельные решения.
Как научиться видеть своего ребенка.
Положение 1. замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
Положение 2. научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
Положение 3. измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т.е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей.
Как научиться не принимать решений за своего ребенка.
Попробуйте определить, как много места в ваших мыслях занимают дела ребенка.
Теперь определите места вы отводите своим собственным заботам не зависящим от ребенка. Попробуйте заменить тревожащие мысли о ребенке мыслями о себе. Когда у вас это получиться , постарайтесь перенести это умение и на другие моменты взаимодействия со своим ребенком (решение ребенка идти в секцию). Снимите с себя ответственность за принятие решения, которую так хочет навязать вам ребенок. Пусть решает он, но тогда и отвечать за результаты также придется ему. Будьте тверды в своем решении! Попытайтесь перенести этот принцип на все стороны вашего взаимодействия с ребенком. Очень скоро вы увидите результаты.
Как научиться получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
Можно оглянуться на свое прошлое и припомнить те наивные и нелогичные поступки, которые вы совершали, когда были в возрасте вашего ребенка.
Или же можно представить, что перед вами не ваш, а соседский ребенок, и понаблюдать за его поведением как бы со стороны.
Упражнение 1.
Возьмите лист бумаги и напишите все то, что вы хотите изменить в вашем ребенке. Когда вы это сделаете, порвите листок бумаги.
Упражнение 2.
Возьмите другой лист бумаги и перечислите те положительные качества вашего ребенка на которые следует опираться, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Положите этот список на видное место и, по возможности, дополняйте его каждый день.
Упражнение3.
Перечислите 10 поступков ребенка, которые удивили вас или были неожиданными.
Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые могут вызвать у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом конкретном случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!».
Упражнение 4.
Попытайтесь предсказать, что сделает или скажет ребенок в течении следующих 5 минут. Скажите, например: «Мне в самом деле интересно, что с тобой сейчас происходит» - и посмотрите, удалось ли вам угадать, каким будет ответ. Если вам удалось точно предсказать его, порадуйтесь тому, что были правы; если ошиблись, порадуйтесь непредсказуемости и неожиданности ответа. В любом случае ответ ребенка должен быть для вас интересен.
Упражнение 5.
Если вам трудно проделать все это по отношению к ребенку, представьте себе, что это соседский ребенок.
Упражнение 6.
Подумайте чего хочет, к чему стремиться ваш ребенок. Понимаете ли вы своего ребенка. Хотите ли вы увидить, что ребенок достиг желаемого.
Как изменить ваши собственные мысли и убеждения относительно вашего ребенка.
Между вашими убеждениями и действиями существует теснейшая взаимосвязь.
Очень часто бывает так, что ребенок самостоятельно принимает неверные решения и это обстоятельство является источником конфликтов между подростками и родителями. Вынужда принять ребенка какое-либо решение родитель озабочен отдаленным последствием, а ребенок –сконцентрирован на ближайших результатах. Но существует проблема, которую зачастую игнорируют и родители, и ребенок, а именно – умение видеть и учитывать все последствия принятого решения. Учась доверять ребенку, позволяя принимать собственные решения и следовать им, родитель добивается и сиюминутного преимущества и долгосрочной выгоды.
Как научиться видеть своего ребенка.
Положение 1. Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
Положение 2. Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
Положение 3. Измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т.е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей.
|