Родительское собрание для пап:
Девочки и мальчики.
Знание особенностей психологии мальчиков и девочек помогает родителям на каждом этапе развития ребенка.
Уже с двух – трехлетнего возраста мальчики и девочки начинают осознавать свою половую принадлежность, точнее дифференцировать ее (я-мальчик, я-девочка). Происходит это, конечно, под воздействием родителей, поведению которых дети подражают.
Уже в раннем детстве наблюдаются и первые игровые различия. Мальчики предпочитают более подвижные, инициативные игры, девочки – более спокойные. В системе межличностных отношений наблюдаются разные подражательные поведенческие реакции и мотивы. Причем девочки более точно и полно копируют своих мам или старших сестер, чем мальчики – пап и старших братьев. Может быть, это связано с большей активностью женщин в домашних условиях?
Однако искусство подражания у девочек не мешает им пользоваться более широким набором вариантов поведения по сравнению с мальчиками: на девочек меньше воздействует групповой стереотип поведения. Другими словами, у девочек слабее так называемый «стадный инстинкт».
Следует сказать, что и в семье, и ДОУ взрослые ждут от мальчиков «мужского» поведения больше, чем от девочек «женского». Обычно это выражается фразами: «веди себя как мужчина!», «не плач! Ты же мужчина!» (редко услышишь слова, обращенные к девочке: «веди себя как женщина!») такое отношение к мальчикам тоже не может не сужать стереотип их поведения в детстве.
Старший дошкольный возраст (5-6лет), по мнению детских психологов, является одним из важнейших этапов не только полового развития, но и полового воспитания ребенка. Значение этого периода формирования мужского и женского сознания исключительно велико. Именно в эти годы у сегодняшних девочек и мальчиков, под влиянием преимущественно женского влияния дома и в детском саду, нередко возникают различные реакции, неадекватные их полу.
Но в условиях преимущественно женского окружения и влияния мальчик нередко приобретает в определенной степени «женский» стиль поведения, который выражается в одежде, в манерах, в лексиконе.
У современных девочек в этом возрасте относительно падает интерес к куклам. Им часто более интересен Карлсон, имеющий свое лицо ( не так, как у всех Барби – абсолютно одинаковые черты?), или даже какой – нибудь зверюшка, на которого раньше они не обращали внимания, будучи увлеченными игрой в «дочки – матери». Вообще кто такая Барби? Она не похожа на дочку, она не похожа на маму, она имеет много нарядов, за ней надо ухаживать не как за ребенком. Ребенок играя с Барби становится служанкой. Кстати падение интереса у девочек к куклам и к игре в «дочки – матери» отрицательно сказывается на их ролевых функциях в семье, когда они становятся женами и мамами.
Одна из возможных причин состоит в том, что и в детском саду и дома многих девочек окружает такое большое число кукол, что девочка скорее играет роль воспитательницы «детского сада», а не роль мамы. Ведь лишая девочку возможности любить одного или двух «своих» детей мы лишаем смысла самую важную игру, в процессе которой начинается формироваться женское материнское сознание.
Вот ребенок приходит в школу. В школе выясняется, что мальчишки со всеми своими «мужскими» поведенческими особенностями не очень –то вписываются в строгий школьный порядок, в систему школьного регламинтированного общения. И вот благодаря тому, что в начальных классах школы мальчишки еще активнее, чем в детском саду, продолжают реализовывать им присущий «мужской» стереотип поведения, наблюдается один из психологических перевертышей школьной жизни: «быть плохим – хорошо!» (по крайней мере, с точки зрения самооценки и оценки сверстников). Другими словами, школьник нередко стоит перед выбором: либо быть «хорошим», либо быть «мужчиной».
Теперь поговорим о подростковом возрасте. Характер и формы взаимоотношений между мальчиками и девочками в этом возрасте удивительно динамичны. Если в 8-10 лет мальчишка серьезно не думает о своих сверстницах, одноклассницах, то уже в 11=12 лет, благодаря резким физиологичеким сдвигам и изменениям, начинается пока еще скрытый, но уже достаточно эмоциональный период просыпающегося интереса к противоположному полу.
В 14 лет девочки становятся импульсивнее, социально активнее и взрослее, все больше и больше следят за своей внешностью (губы все ярче, юбки все короче.) мальчики же в этот год как бы замедляют свой бег, что дает основание некоторым психологам утверждать, будто в 14 лет подросток более спокоен и уравновешен, чем в 12-13. Педагоги рекомендуют родителям (особенно отцу) использовать эту своеобразную «передышку» для спокойных бесед с сыном в целях установления атмосферы взаимного уважения и доверия.
В15 лет перепад в уровне взрослости между мальчиками и девочками продолжает увеличиваться, более отчетливыми становятся различные профессиональные притязания и ориентации.
У отца и матери появляются новые воспитательные задачи, важность и ответственность которых трудно переоценить: ведь у множества детей их профессиональная ориентация проходит при активном участии родителей. На этом жизненном этапе роль отца должна возрастать, особенно в процессе воспитания сына. Да и для дочери советы отца в этот период очень важны.
Семейное общение – основа семейного воспитания.
Доброе, одобрительное, стимулирующее слово воспринимается ребенком абсолютно однозначно, не подвергая его никакому сомнению, как это часто делают взрослые, принимая такое слово за лесть, хитрость или просто за признак хорошего тона. Вот почему не надо бояться захвалить ребенка. Но только тогда, когда он этого заслуживает. И чем старше он становится, тем меньше надо хвалить по пустякам.
Очень важно уметь ребенка слушать, не торопя и не перебивая его. Если вам сейчас некогда, нужно спокойно, без раздражения и крайне доброжелательно объяснить ребенку, почему вы не можете в данный момент уделить ему больше времени. И извиниться при этом. Вы ничего не потеряете в его глазах, только выиграете. И будете его обучать культуре общения.
Как показывает психологический анализ семейного общения на всех этапах развития личности ребенка слова: «нет», «нельзя» и «не надо» намного опережает более демократичных и свободолюбивых «советчиков и тренеров»6 «да», «можно», «давай».
Конечно должны быть границы дозволенного. Но, как нам кажется, в системе отношений с ребенком в любом возрасте лучше больше «да», чем «нет». Во-первых, это проявление уважения к личности сына или дочери, во-вторых, больше шансов остаться с ними друзьями. А это, как говорится, дорого стоит. И потом вообще жизнь, в том числе золотая пора детства и романтичная весна отрочества, так коротки и быстротечны, что ограничивать их частоколами «нет» и «нельзя» – значит лишить растущий организм доступа свежего воздуха, значит создавать условия для формирования чувства страха и комплекса неполноценности у человека.
Да и сам принцип сосуществования и согласия между поколениями в одной семье во многом зависит от корреляции «да» и «нет» в процессе их взаимоотношений.
Но есть еще один очень важный психологический фактор в системе семейного общения: умение извиниться, сказав, что вы были неправы, в процессе совместной деятельности или общения.
Не стесняйтесь сказать ребенку в любом его возрасте: «помоги мне… У меня это не получается… Я этого не знаю…» отец не должен и не может знать все.
Постарайтесь в процессе общения быть нежным. Но не сентиментальным. Сказать иногда ребенку, жене, старенькой маме и даже отцу: «я тебя люблю», - это не сентиментальность. Это нежность. Вспомните, когда в последний раз вы каждого из них обнимали…
Роль внутрисемейного общения еще более возрастает в школьный период. Мы уже отмечали, что адаптация у мальчиков проходит гораздо хуже чем у девочек, поэтому с мальчиками в семье надо общаться больше чем с девочками.
Что касается старших подростков то здесь проблема в доверительных отношениях с отцом. Доверительность в общении редко является результатом вседозволенности. Гораздо чаще она – результат доброжелательной требовательности, справедливости по отношению к детям со стороны родителей. Причем, требовательности дифференцированной, в зависимости от того, кто перед ним: мальчик или девочка.
Возьмем, например, «коэффициент умиления». Так вот этот коэффициент по отношению к сыну, по нашему мнению, должен быть особенно мал. Во всяком случае, по сравнению с отношением к дочери, если в семье двое детей: мальчик и девочка примерно одного возраста. Похвалить сына иногда просто необходимо, но умиляться по поводу всякого пустяка, создавая тем самым ореол ранней исключительности и неповторимости, - значит не только начать лепке маленького хвастуна и себялюбца, но и отказаться от первых шагов дифференцированного подхода к воспитанию мальчика и девочки в семье.
По отношению же к девочке коэф –т умиления или похвалы может быть (относительно) несколько выше. Женщина чаще, чем мужчина, нуждается в похвале, одобрении, восхищении. Она же более эмоционально переживает их отсутствие.
Вообще умиление как вид родительских эмоций противопоказано методике воспитания в семье. Рассмотрим подробнее в зависимости от возраста ребенка. (пример с кубиками).
Школьный возраст (6-11 лет). В этом возрасте особое значение приобретает оценка личности ребенка окружающими, и прежде всего в школьной среде. Умиление успехами или внешними данными сына или дочери в этот период еще опасней, чем в дошкольный. Может быть несовпадение.
Базовые, фундаментальные мужские или женские черты ( в первом случае – решительность, воля, справедливость, самостоятельность в принятии решений, мужественность, а во втором – чуткость, отзывчивость, мягкость, доброта, терпение, выдержка и др.) оказываются не сформированы в силу развития других, менее значимых свойств и качеств личности ( например, тщеславия, себялюбия и т.д.). (пример с ученицей 4-го класса)
Подростковый возраст (12 –16 лет). Возрастает роль самооценки. (пример).
Свободное от работы время.
Социологи подсчитали, что работающий мужчина имеет в среднем 3,6 часа свободного времени в будни, а женщина - 2 часа (плюс выходные дни). Итого в течении недели у мужчины в крупных городах на досуг приходится более 14 часов, а у женщин – около 8. Из этого объема времени на так называемое индивидуальное потребление культуры (просмотр телепередач, чтение) приходиться соответственно 13 и 6 часов. На публично – зрелищные формы – 6-7 часов, у женщин –7-8 часов.
Из этого общего недельного бюджета свободного времени на общение и игры с детьми уходит всего 8-10% (6 часов у отцов и 8-9 часов у матерей)! Но это в среднем.
Испокон веку отцы и матери выполняли в семье разные функции. Соответственно и отцовское воспитание значительно отличалось от материнского.
Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Мужчину в семье отличали немногословность, сдержанность, самоуважение, скупость в проявлении чувств.
Совсем иначе выглядит современный отец. Довольно значительная часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально – психологических особенностей, совершенно не присущих « мужским особям» всего несколько десятилетий назад. К их числу относят: некоторое снижение волевой активности; снижение чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у сыновей и за их профессиональное (трудовое) определение; снижение уровня самодеятельного домашнего труда; относительное снижение затрат свободного времени на детей; повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, обидчивы, импульсивны и тщеславны); усиление интереса к своей внешности ( одежде, прическе, украшениям); повышения у мужчин удельного веса развлекательных видов досуга в ущерб самообразованию и творческому труду.
Уровень общения у матерей с детьми сегодня значительно выше, чем у отцов. Проведено немало исследований, которые дают нам право утверждать, что матери сегодня намного чаще, чем отцы, беседуют с детьми о семейных делах, о прочитанных книгах, просмотренных телепередачах. Это касается даже политических и общественных событий, т.е. информации, которая всегда относилась к сфере преимущественно мужских интересов.
Конечно обновление семьи, ее нравственных ориентиров и духовных устоев должно происходить на основе кардинальных изменений политики государства, направленной на всемерное и приоритетное повышение качества семейной жизни, норм ее существования, т.е. экономики семьи, и образа мыслей (морали).
Много «почему»возникает, когда мы задумываемся о мужчинах и женщинах.
Почему столь заметны различия у мальчиков и девочек: в послушании и заботливости, в стремлении доминировать, в страхе и тревожности, в общем уровне активности, соревновательности, тактильной чувствительности ( девочки более «тонкожи»)? Почему девочки более внушаемы, чем мальчики? Почему у них сильнее эмпатия (сочувствие, сострадание)?
И что особенно важно для нас: почему на определенном возрастном этапе влияние родителей (особенно отца, мужчины( на девочку сильнее, чем влияние на нее внесемейной среды? ( У мальчиков картина иная: влияние сверстников сильнее влияния родителей, в том числе – отца.)
Тайна имеет имя –ген.
Существует и весьма значимое противоречие в характере восприятия и оценки женщины мужчиной. С одной стороны, он ждет от нее нового современного подхода к решению многих жизненно важных проблем. А с другой стороны, боится того, что в этой эволюции женщина зайдет слишком далеко, растеряв по дороге те женские черты и качества, которые всегда были мужчине особенно милы и дороги: мягкость, доброта, терпение, нежность и т.д.
Другими словами, мужчина хочет, чтобы женщина одной ногой стояла в прошлом веке, а другой – в будущем. Такой он хочет видеть женщину в настоящем. Но ведь жизнь – это не «миг между прошлым и будущим», а долгое испытание любви, воли, терпения…
Примеры воспитательной работы пап.
|